Биоакустики установили, что во время пения гиббоны подстраивают свои резонаторы под частоту издаваемых звуков - точно так же, как это делают оперные сопрано. Работа опубликована в журнале American Journal of Physical Anthropology, а ее краткое содержание приводит NatureNews.

Для изучения механизма, при помощи которого гиббонам удается издавать свои громкие звуки, обезьян помещали в специальные герметичные боксы. Воздух в них был на половину заменен гелием. Исследователи записывали обезьянье пение, а затем сравнивали его с тем, которое наблюдается в обычной атмосфере.

Гиббоны, как и все приматы, издают звуки благодаря колебаниям голосовых связок и последующего усиления отдельных частот в естественных резонаторах - горле, носовой и ротовой полостях. При замене воздуха в боксе на гелиевую смесь частота колебаний связок оставалась прежней, а частоты, усиливаемые резонаторами, изменялись. Это позволило акустикам исследовать данные процессы отдельно друг от друга.

Ученые выяснили, что обезьяны подстраивают резонансные частоты в зависимости от издаваемого звука. Точно так же поступают певицы сопрано. В отличие от других голосов, их тесситура обычно превышает частотные зоны резонанса. Чтобы издаваемые звуки продолжали резонировать даже на высоких частотах, певицы подстраивают положение языка, губ и челюсти и изменяют таким образом резонансные частоты (при этом, однако, постепенно пропадает различие между гласными, которые становятся неразборчивыми).

Ранее биоакустики показали, что инфразвуковые позывы слонов по механизму производства более сходны с пением человека, чем с кошачьим мурлыканием. Издавать низкие звуки слонам удается исключительно благодаря колебаниям голосовых складок, а не при помощи сокращения мышц, как это делают кошки.